Начало
» Об
авторе
 |
Кочанов Сергей, инженер
С отличием закончил Новосибирский
Государственный технический университет в 1994 году.
Как и многие мои сверстники, начал
«клеить самолётики» лет с десяти. Первым был подаренный SAAB J-35 от
VEB Plasticart (ГДР).
|
«Я написал эту
книгу, потому что искал подобную и не нашел ее»
– в шутку говорил специалист по операционным системам Алан Тревенор.
Просматривая модельные форумы, я
был удивлен многообразием методов и технологий
сборки масштабных моделей, причем разные советы зачастую были прямо
противоположными.
Чтобы как-то систематизировать информацию, в первую
очередь для себя, начал подбирать
статьи опытных моделистов,
описывающие тот или иной прием.
Так, шаг за шагом, стала формироваться
технологическая цепочка
сборки модели самолета.
Процесс этот творческий и интересный.
Современный моделист сочетает в себе многие качества: и
инженера, и конструктора, и дизайнера, и
профессионального маляра, и фотографа, и даже ювелира.
Развиваются навыки точного ручного труда,
внимательности, аккуратности.
С другой стороны, хобби позволяет отвлечься от
повседневных забот, найти новых друзей и
единомышленников, сделать свою жизнь более насыщенной и
интересной.
Еще со школьных лет у меня сохранилась мечта -
собрать модель самого красивого авиалайнера.
Туполев-154 (Ту-154)
– массовый советский пассажирский самолет,
всего было построено около тысячи машин. Разработка средне магистрального лайнера началась в ОКБ Туполева еще в 1963
году. Первый полет состоялся 3 октября 1968 года. А свой первый регулярный рейс
«Москва - Минеральные Воды»
самолет с регистрацией 85000 совершил в
день 49-летия
«Аэрофлота» - 9
февраля 1972 года.

Ту-154Б-1. Фотография
с сайта russianplanes.net. Автор
Chris, Лондон,
Хитроу, Великобритания, 17 октября 1987 года
За время эксплуатации Ту-154 претерпел множество модернизаций. В
1974 году вышла модификация Ту-154А. За период с 1975 по 1981 год
была увеличена взлетная масса, изменения коснулись планера,
крыла, состава оборудования. Новая модификация получила название
Ту-154Б.
Под эту конфигурацию впоследствии были доработаны все самолеты
первых серий.
Дальнейшие модернизации
Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2 касались, в основном, агрегатов топливной
системы, системы кондиционирования воздуха, электрооборудования
и шасси. Внешне они отличались незначительно.
В
1984 году в серийное производство поступила модификация Ту-154М.
Были установлены более экономичные двигатели. Закрылки крыла
стали двухщелевыми, увеличилась площадь предкрылков,
которые заняли практически всю переднюю
кромку крыла без разрывов, полетный угол установки стабилизатора
был увеличен на -1,5
градуса, увеличена площадь руля высоты, изменилось место
расположения ВСУ.

Фотография
с сайта airliners.net. Автор
Alastair T. Gardiner. Глазго, Шотландия, 25 мая
1992 года
Усовершенствование аэродинамических свойств
крыла и фюзеляжа дало значительное повышение топливной
эффективности и позволило увеличить дальность полета.
Максимальная взлетная масса составила 102 - 104 тонны.
Несмотря на то, что с первого полета прошло уже почти полвека, Ту-154 и сейчас в строю - на региональных
авиалиниях, в воздушно-космических войсках. Так, в военной операции в Сирии Ту-154 использовался в качестве ведущего группы российских самолетов.
И до сих пор он поражает своей красотой и элегантными формами!
Выбираем прототип модели Ту-154
В качестве прототипа своей
модели Ту-154 я выбрал самолет с регистрацией 85697.

Фотография с сайта
planespotters.net. Автор
Moritz Riemer. Ганновер, Германия, 17
сентября 2005 года
24 апреля 1991 года он был введен в эксплуатацию в Толмачевский
объединенный авиаотряд Западно-Сибирского управления гражданской
авиации. В 1992 году вновь образованная Авиакомпания
«Сибирь»
передает самолет в лизинг в Индию. 28 сентября 1994 года лайнер
возвращается в Россию. В 1995 и 1996 году два раза передавался в
лизинг в Иран. С 19 августа 1998 года - в составе Авиакомпании
«Сибирь»/S7.
В
2008 году самолет был передан на хранение в Домодедово. В мае 2010 года
перегнан в Минеральные Воды на территорию МАРЗ № 411.
На YouTube
можно посмотреть
видеофильм,
снятый экипажем в 2005 году о полете из Домодедово в Новый
Уренгой. Там много интересных деталей для сборки модели Ту-154!

Фотография с сайта
russianplanes.net. Автор Александр Катрыш.
Санкт-Петербург, 30 июля 2007 года
Выбираем производителя модели Ту-154
В 2008 году журнал
«М-Хобби» присудил медаль
«Лучшая авиамодель мирной техники»
пластиковому набору 7004 от российской фирмы
«Звезда».
Как
пишет
известный эксперт по Ту-154
Дмитрий Колесник,
«геометрически модель совершенная, придраться не получилось ни к
размерам, ни к обводам:
чертежи были представлены АО
«Туполев», использовалось
и большое количество фотографий».
Приобрести модель
Ту-154 можно через любой
интернет-магазин.
Выбираем вид окраски модели Ту-154
По мнению многих любителей
гражданской авиации Ту-154 – один из самых изящных авиалайнеров. Особую стать ему придает ливрея
(aircraft livery) Аэрофлота
70-90х годов - темно-синий читлайн (cheatline), разделяющий как ватерлиния
на корабле белый верх и серый низ, и алый флаг на киле.

Фотография
с сайта airliners.net. Автор Aldo
Bidini. Рим, Италия, сентябрь 1992 года
По единому стандарту для гражданского воздушного
флота 1973 года низ фюзеляжа, крыло и оперение -
серо-металлические. Верх фюзеляжа - белый. Вдоль борта - две
синие полосы (широкая и узкая). Стилизованная надпись «Аэрофлот»
и эмблема («птичка»)
- того же цвета. Перед фонарем кабины пилотов – черное
антибликовое поле. Номер черного цвета - внизу киля, сверху и
снизу крыла и на створках передней ниши шасси. На киле - красный
стилизованный Государственный флаг СССР с золотыми звездочкой и
серпом и молотом. Законцовки крыла и стабилизатора окрашены в
красно-оранжевый цвет.

Фотография
с сайта airliners.net. Автор Frank
C. Duarte Jr., Лондон,
Хитроу, Великобритания, август 1986 года
Такая стильная и
респектабельная и, в то же время, очень простая окраска
позволяет даже новичку без аэрографа ровно и аккуратно покрасить
модель. Набор от «Звезды»
комплектуется декалью от компании
«Бегемот»
(г. Ростов-на-Дону):
Что делает модель Ту-154 реалистичной
Модель обычно
рассматривают с расстояния 25-35 см. Так видится реальный
самолет на удалении в 35-45 м. Белая поверхность по блеску напоминает скорлупу свежего
яйца. На модели этот эффект достигается использованием
финишного полуматового лака.

Фотография
с сайта airliners. net. Автор Алексей
Матвиенко. Хабаровск Новый, 4 марта 2005 года
На мой
взгляд, при сборке модели Ту-154
реалистичность придадут еще следующие элементы:
-
тонировка, выделение расшивки и «закопченности» хвостовой
части от использования реверса двигателей;
-
окраска
металликами обечайки двигателей и
поверхностей противообледенительных систем (ПОС);

Модель Ту-154М Евгения Кнюпфера
aka Кошкер с сайта
scalemodels.ru
Некоторые моделисты работают над выпущенной механизацией крыла,
кто-то пытается воспроизвести интерьер самолета, есть даже
умельцы сымитировать звук турбин при взлете и
посадке. Полет
фантазии безграничен!

Стойки шасси для Ту-154 от Игоря
Слапыгина. Фото с сайта scalemodels.ru
Количество
доработок
модели Ту-154 каждый выбирает сам, исходя
из собственных предпочтений. Один готов часами стачивать переразмеренный элемент конструкции, другой назовет это
«ловлей
блох»…
Но самое главное, чтобы хобби приносило радость
и удовольствие!
Читайте далее:
|