СБОРКА      ДОРАБОТКА      ОКРАСКА      СЪЕМКА      МАТЧАСТЬ      ТЕХНОЛОГИИ      ОБЗОРЫ      МАСТЕР-КЛАСС      ОБ АВТОРЕ

 

    Начало  »  Матчасть  »  Немного о тонировке

Немного о тонировке

Некоторые моделисты сознательно не применяют тонировку на моделях гражданской авиации, считая что «чистый» самолет выглядит аккуратнее.

Тонировка не обязательно грязь. Во-первых, тень не масштабируется, поэтому щель между килем и рулем направления, например, на реальном самолете всегда очень хорошо заметна затемнением, а на модели, если ее не затонировать специально, выдает игрушечность с головой. Та же причина - немасштабность теней - делает нетонированные стойки упрощенными и плоскими, а даже незначительная тонировка рельефа его подчеркивает.

На настоящем самолете видны не сами швы, а пыль, оседающая в местах неравномерного пограничного слоя воздуха за швами.

Выделяя расшивку на модели Ту-154, следует помнить, что тонировку следует делать неравномерно – спереди бледнее, хвостовую часть замазать сильнее. Нос и верх фюзеляжа обычно чистые.

На клепаном Ту-154М швы заметнее на верхней части крыла, хвостовой части фюзеляжа и двигателях, там, где есть интерференция потоков, а пограничный слой толще и неравномернее. В частности, поэтому эти швы всегда выглядят несимметрично: перед линиями стыка панелей ровные, как по линейке, за стыками - постепенно сходящие на нет. Аэродинамика.

Фотография с сайта russianplanes.net. Автор Павел Аджигильдяев. Москва, Домодедово, 25 июня 2009 года

Лючки, крышки топливомеров, топливных насосов и т.д. лучше всего выделить остро заточенным карандашом.

Поярче следует выделить контуры капотов двигателей, особенно двигателя №2, и стяжную ленту по шпангоутам 67/67А - она в реале накладная, прострочена большим количеством заклепок с чечевичными головками, и на ней всегда оседает приличный слой пыли и грязи, делающий ее заметной даже с большого расстояния.

Смывка - это способ выделения рельефа модели очень жидко разведенной краской с последующей стиранием на выступающих частях. Краска остается только в углублениях.

Смывка не должна быть агрессивной по отношению к основному красочному слою, не въедаться и оставлять грязных разводов. Поэтому делается только по глянцевому покрытию.

Если модель окрашена автомобильной краской Motip, то очень хорошо использовать смывку Tamiya на основе эмали. Ею вымазываются все линии расшивки, а после высыхания лишнее стирается тряпочкой, чуть-чуть влажной от уайт-спирита. Если сухая – не сотрет, если хоть немного более влажная – вытрет смывку из швов. При правильной влажности тряпочки засохшая смывка стирается с обшивки и остается в швах.

По белому цвету лучше брать серую смывку, черная будет ненатурально контрастная.

Следующая часть процесса пигменты. Я использую тамиевские черный и коричневый. Наносить надо в соответствии с законами аэродинамики: там, где есть интерференция потока и толстый пограничный слой. В основном – верхняя часть крыла.

Сначала кусок тамиевской ленты клеим по шву панели обшивки крыла спереди шва (то есть со стороны носа) и проводим по краю ленты, идущему вдоль стыка панелей, ватной палочкой, намазанной пигментом. Потом переносим ленту на следующий стык и т.д. Смысл в том, чтобы у каждой панели крыла передний по полету край был чистым, а в сторону хвоста чуть-чуть чумазым. Эффект должен быть малозаметным, тогда он выглядит реалистично. Но нельзя использовать такую смывку на краске, которую растворяет уайт-спирит (эмаль, водный акрил).

Если наносим пигмент поверх декали, то можем получить очень неприятный эффект «оконтуривания» подложки декали пигментом. Тогда лучше тонировку сделать перед нанесением декали, а потом можно немного и осторожно нанести пигмент на участки декали, не задевая краев. 

Третья часть – потеки за патрубками, окнами сброса и т.д. В месте, где кончается патрубок, допустим, выхода воздуха охлаждения генератора или воздухо-воздушного радиатора, ставим жирную точку черным косметическим карандашом для подводки глаз (девушки подскажут, что это такое), а потом пальцем растираем одним движением к хвосту так, чтобы образовался язычок грязного потека. Если не получилось, стираем и повторяем.

На петлях капотов боковых двигателей Ту-154 часто образуются потеки ржавчины. Таким же карандашом, только коричневым, ставим точки на каждой петле, и одним движением пальца вниз протягиваем небольшой потек от петли вниз.

И, наконец, можно напылить на хвостовую часть фюзеляжа копоть от реверса: она появляется на чисто вымытом самолете чуть ли не после первого же применения реверса и является своего рода «визитной карточкой» «эмки».

Автор: Дмитрий Колесник