Начало
» Матчасть
» Немного
о тонировке
Немного о тонировке
Некоторые моделисты сознательно не применяют тонировку на
моделях гражданской авиации, считая что «чистый» самолет
выглядит аккуратнее.
Тонировка не обязательно грязь.
Во-первых, тень не масштабируется, поэтому щель между килем и
рулем направления, например, на реальном самолете всегда очень
хорошо заметна затемнением, а на модели, если ее не затонировать
специально, выдает игрушечность с головой. Та же причина -
немасштабность теней - делает нетонированные стойки упрощенными
и плоскими, а даже незначительная тонировка рельефа его
подчеркивает.
На настоящем самолете видны не сами швы, а пыль, оседающая в
местах неравномерного пограничного слоя воздуха за швами.
Выделяя расшивку на модели Ту-154, следует помнить, что
тонировку следует делать неравномерно – спереди бледнее,
хвостовую часть замазать сильнее. Нос и
верх фюзеляжа обычно чистые.
На клепаном Ту-154М швы заметнее на верхней части крыла,
хвостовой части фюзеляжа и двигателях, там, где есть
интерференция потоков, а пограничный слой толще и неравномернее.
В частности, поэтому эти швы всегда
выглядят несимметрично: перед линиями стыка панелей ровные, как
по линейке, за стыками - постепенно сходящие на нет.
Аэродинамика.

Фотография с сайта
russianplanes.net. Автор Павел Аджигильдяев.
Москва, Домодедово, 25 июня 2009 года
Лючки, крышки топливомеров, топливных
насосов и т.д. лучше всего выделить остро
заточенным карандашом.
Поярче следует выделить
контуры капотов двигателей, особенно двигателя №2, и стяжную ленту по шпангоутам 67/67А -
она в реале накладная, прострочена большим количеством заклепок
с чечевичными головками, и на ней всегда оседает приличный слой
пыли и грязи, делающий ее заметной даже с большого расстояния.

Смывка - это способ выделения рельефа модели
очень жидко разведенной краской с последующей стиранием на
выступающих частях. Краска остается только в углублениях.
Смывка не должна быть агрессивной по отношению к
основному красочному слою, не въедаться и оставлять грязных
разводов. Поэтому делается только по глянцевому покрытию.
Если модель окрашена
автомобильной краской
Motip,
то очень хорошо использовать смывку Tamiya на основе эмали.
Ею вымазываются
все линии расшивки, а после высыхания лишнее стирается
тряпочкой, чуть-чуть влажной от уайт-спирита. Если сухая – не
сотрет, если хоть немного более влажная – вытрет смывку из швов.
При правильной влажности тряпочки засохшая смывка стирается с
обшивки и остается в швах.
По белому цвету лучше брать
серую смывку, черная будет ненатурально контрастная.
Следующая часть процесса
–
пигменты. Я использую тамиевские
черный и коричневый. Наносить надо в соответствии с законами
аэродинамики: там, где есть интерференция потока и толстый
пограничный слой. В основном – верхняя
часть крыла.
Сначала кусок тамиевской ленты
клеим по шву панели обшивки крыла спереди шва (то есть со
стороны носа) и проводим по краю ленты, идущему вдоль стыка
панелей, ватной палочкой, намазанной пигментом. Потом переносим
ленту на следующий стык и т.д. Смысл в том, чтобы у каждой
панели крыла передний по полету край был чистым, а в сторону
хвоста чуть-чуть чумазым. Эффект должен быть малозаметным, тогда
он выглядит реалистично. Но нельзя использовать такую смывку на
краске, которую растворяет уайт-спирит (эмаль, водный акрил).
Если наносим пигмент поверх декали, то можем получить
очень неприятный эффект «оконтуривания» подложки декали
пигментом. Тогда лучше тонировку сделать
перед нанесением декали, а потом можно немного и осторожно нанести пигмент на
участки декали, не задевая краев.
Третья часть – потеки за
патрубками, окнами сброса и т.д. В месте, где кончается
патрубок, допустим, выхода воздуха охлаждения генератора или
воздухо-воздушного радиатора, ставим
жирную точку черным косметическим карандашом для подводки глаз
(девушки подскажут, что это такое), а потом пальцем растираем
одним движением к хвосту так, чтобы образовался язычок грязного
потека. Если не получилось, стираем и
повторяем.
На петлях капотов боковых
двигателей Ту-154 часто образуются потеки ржавчины. Таким же
карандашом, только коричневым, ставим точки на каждой петле,
и одним движением пальца вниз протягиваем небольшой потек от
петли вниз.
И, наконец, можно напылить на
хвостовую часть фюзеляжа копоть от реверса: она появляется на
чисто вымытом самолете чуть ли не после первого же применения
реверса и является своего рода «визитной карточкой» «эмки».
Автор:
Дмитрий Колесник
|