СБОРКА      ДОРАБОТКА      ОКРАСКА      СЪЕМКА      МАТЧАСТЬ      ТЕХНОЛОГИИ      ОБЗОРЫ      МАСТЕР-КЛАСС      ОБ АВТОРЕ

 

    Начало  »  Матчасть  »  Подборка статей в «М-Хобби» » Ту-154М. Мисс «Аэрофлот»

Ту-154М. Мисс «Аэрофлот»

Статья впервые опубликована в журнале "М-Хобби" 07’2008 (93). Главный редактор - Николай Анатольевич Поликарпов, член Союза журналистов России.

Модель «Эмки»  ждали давно. Выросшие за последнее время ряды любителей гражданской авиации, вдохновленные превосходной моделью Ил-86 от Звезды, узнав о том, что фирма разрабатывает Ту-154М, весь прошедший год строили предположения и выражали надежду, что Тушка будет, по крайней мере, не хуже «баклажана». Надежды оправдались с лихвой – Ту-154М получился лучше. Более того, после внимательного изучения только литниковых рамок, я предположил, что это одна из лучших моделей пассажирского реактивного лайнера на настоящий момент в мире.

Геометрически модель совершенна, придраться не получилось ни к размерам, ни к обводам, что неудивительно – чертежи были предоставлены АО «Туполев», а в работе над мастер-моделью использовалось и большое количество фотографий. Расшивка тонкая, чистая, полностью совпадающая с оригиналом. Справедливости ради, отмечу, что несколько элементов при изготовлении «потерялись» - стыки панелей обшивки в носовой части по левому борту, правая полетная фара, лючки техотсеков, аварийные люки правого борта, створка воздухозаборника ВСУ и фюзеляжные фары. Доделать их на модели – дело нескольких минут, и поэтому я не включил это в список недостатков. Над входными и служебной дверями, выхлопом ВСУ сделаны масштабные желобки сливов, а заодно и над передней аварийной дверью, где такого слива на самом деле, нет – не забудьте срезать его. Створки ниш основных опор шасси, обозначенные на модели линиями расшивки, желательно удлинить – их задние кромки должны проходить через каплевидные обтекатели на гондолах шасси, а имеющиеся неправильные зашпаклевать.

Особенно приятно, что места крепления элеронов и рулей сделаны углубленными, очень похожими на настоящие, а не просто обведены линиями расшивки. Прекрасно сделаны обтекатели рулевых приводов РП-55 и РП-56, с разрезом по месту отклонения элеронов и рулей высоты. Наконец-то, правильно выглядят обтекатели рельсов закрылков, причем, два внутренних, идущих по месту стыка крыла с фюзеляжем, выполнены отдельными деталями.

Изюминкой модели можно назвать вариант законцовок крыла, разработанный недавно и снижающий индуктивное сопротивление, такими законцовками оснащены сейчас все Ту-154М «Аэрофлота», и S-образный канал воздухозаборника второго двигателя, собираемый отдельно и вклеиваемый в фюзеляж перед его сборкой (культовый элемент конструкции Ту-154 после фильма «Экипаж», именно по нему вылезал в полете второй пилот Ненароков, на радость любителям острых ощущений и вопреки физике и здравому смыслу). Выходная ступень турбины второго двигателя тоже сделана без упрощений, для нее предусмотрено вклеиваемое в фюзеляж сопло. Сама турбина выглядит просто изумительно, с шумогасящими элементами, лопатками, и устанавливается на правильном расстоянии от среза сопла. Насторожили детали, изображающие ВНА (входной направляющий аппарат), они сделаны по образу и подобию Ил-86. Я даже собрался делать их заново, но попробовал покрасить (лопатки хромом, промежутки между ними черной матовой краской, обтекатели светло-серой) и вставить в двигатели – оказалось, что в сборе выглядят они вполне приемлемо. Вот только удивило странное число лопаток, 19 вместо «положенных» 26.

Членение модели выше всяких похвал. Каждая мотогондола состоит из четырех деталей, верхняя и нижняя средние части с пилоном, передняя часть с кромкой пилона и отдельно реверсивное устройство. ВНА и выходная ступень турбины вкладываются в посадочные места между этимим деталями, и дают простор для творчества – хоть делай свои Д30КУ-154-II. Реверсивные устройства благодаря этому легко красить и полировать отдельно, и устанавливать уже после сборки самолета. Если нанести на них имитацию заклепок и оттонировать темно-серыми «язычками» грязи, реверсы выглядят очень натурально. Отдельно красить и монтировать после сборки всего самолета можно и кольцо воздухозаборника второго двигателя, стык ровный и не отличается от линий расшивки. Очень грамотно сделан и стык крыла с фюзеляжем, обшивка фюзеляжа как бы нависает над верхней частью крыла, маскируя стык – удачное использование реальной конструкции для модели. Так же удачно сделано и остекление кабины, оно целиком отлито из прозрачного высококачественного полистирола, и соответствует конструктивно настоящему фонарю. Благодаря тому, что склейка фонаря с фюзеляжем проходит по неостекленной части, это место легко обрабатывать и при необходимости зашпаклевать. Остекление пассажирской кабины сделано четырьмя прозрачными полосками с выступающими окнами, которые отлично и плотно входят в оконные проемы – остается только капнуть на край полоски капельку тамиевского Extra Thin Cement, и он затечет только туда, куда надо. Обтекатель КВ-радиостанции «Микрон» (игла перед стабилизатором) сделана заодно с фюзеляжем, что серьезно облегчает жизнь – на других моделях Ту-154 это место приходилось шпаклевать, а обводы там довольно «нежные» и хорошо просматриваемые. Стабилизатор сделан целиковой деталью, и вкладывается в разрез обтекателя на верхушке киля. Нижние половинки крыльев немного короче верхних, что позволило получить масштабную толщину и геометрическую крутку при отсутствии утяжек, законцовки сделаны отдельными деталями (см. выше).

Шасси выполнено масштабно, точно и изящно, колпаки колес правильные, носовая стойка собирается из 5 деталей, включая рулежные фары, но тут кроется, пожалуй, единственный серьезный просчет изготовителей: стойки сделаны с необжатыми амортизаторами, и самолет из-за этого выглядит немного непривычно, в жизни так стоит только полностью пустая, незаправленная машина с демонтированными двигателями. Укоротить амортизаторы сложно, так как при этом надо аккуратно разрезать все шарниры и практически, переклеивать всю стойку из кусочков.

На основных опорах шасси двойная амортизация, кроме обжатия амортизаторов стоек, под нагрузкой сами стойки отклоняются назад относительно точки подвеса на лонжероне крыла. Причем отклоняются достаточно сильно полный ход по точкам касания колес поверхности земли около 40 см.

Из-за этого под колеса передней опоры запрещается ставить колодки, так как под заправкой основные стойки стремятся "уйти" назад, но так как они зафиксированы стояночным тормозом и колодками, смещается вперед сам самолет, и, если зафиксировать переднюю стойку, она попросту сломается.

Таким образом, кроме укорачивания штоков амортизаторов, подкос-цилиндра и подрезания тяг и шарниров, нужно отклонить саму стойку назад. При этом необходимо склейку подрезанных элементов производить при смонтированных (временно) стойках на модели и колесах (на основных стойках передней и задней пар), чтобы тележка была строго параллельна земле.

«Мелочевку» каждый сможет добавить по своему усмотрению, но в обязательном порядке нужно сделать характерные, видные издали и отсутствующие на модели антенны УКВ и АРК №1. Чтобы соблюсти масштаб, лучше всего делать их из тонкого листа латуни, например, из остатков фототравленки. Нетрудно доделать и маленький, но заметный воздухозаборник  обдува генератора второго двигателя под хвостовой частью правого пилона двигателя, благо, расшивка под место его установки присутствует. Лично я добавил к этому списку проблесковые маяки, ППД, датчики температуры и «флажок» датчика угла атаки, все – из тянутых прутков полистирола круглого и прямоугольного сечений. Крыльевые аэронавигационные огни сделал излюбленным способом – из законцовки вырезал уголок, и капнул туда зубочисткой немного прозрачного двухкомпонентного эпоксидного клея – пятиминутки «Момент суперэпокси». Под действием сил поверхностного натяжения клей сам принимает нужную форму и затвердевает за несколько минут.

Модель предполагает два варианта сборки три варианта окраски, «Аэрофлот» конца СССР и новый, «серебряный», а так же машину Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, доработанную по программе «Открытое небо», для чего на внутренней стороне фюзеляжа намечены места установки фото- и киноаппаратуры, а на прозрачной литниковой рамке есть соответствующие окошки. Можно оставить модель на шасси, а можно установить ее на подставку с убранным шасси. Единственное, чего делать не стоит, так это ставить на подставку самолет с выпущенным шасси, так как в свободном состоянии тележки основных опор отклонены гидромеханизмом передними колесами вниз, а на модели стойки сделаны в стояночном положении.

Для сборки первой модели я выбрал вариант нового «Аэрофлота», чтобы использовать новые, доработанные законцовки крыла (делающие Ту-154М, на мой взгляд, немного похожей на ворону). Сборка не вызвала ни малейших затруднений, грунтовал Тушку тамиевским грунтом из баллончика, красил тамиевской же эмалью. Реверсивные устройства – X-11 Chrome Silver с добавлением черного, для панели ВСУ напылил аэрографом на декальную бумагу полирующуюся «нержавейку» от Model Master, которую после полировки покрыл Liquid Decal Film от Microscale, и перевел на место как обычную декаль. С цветом фюзеляжа было сложнее – рекомендованный инструкцией по сборке «аллюминий» (орфография оригинала) явно не проходил, я смешал Chrome Silver с белой краской, но результат получился средненьким. Для следующей попытки я приобрел белую перламутровую акриловую краску Airbrush Pro-Color by Hansa № 63064, эксперименты дали более обнадеживающий результат. Заключительным штрихом стало напыление на хвостовую часть фюзеляжа копоти от реверса (черная матовая акриловая краска TAMYA), эта копоть появляется на чисто вымытом самолете чуть не после первого же применения реверса, и является своего рода «визитной карточкой» М-ки.

Декаль от «Бегемота» неплоха, но есть недостатки: «рваные» края цифро-буквенных регистрационных надписей и полное отсутствие «технички» К тому же, по неясной причине, на правом борту (вариант старого «Аэрофлота» отсутствуют окантовки аварийных люков. Тут остается надеяться на сторонних производителей декалей, а они будут – ведь Ту-154М по числу вариантов окраски наверное, впереди всех отечественных самолетов, и у каждого моделиста есть свои любимые «шкурки».

Подводя итог, выскажу собственное ощущение: модель сделана не просто хорошо, она сделана с любовью. И если при сборке руководствоваться такими же чувствами,  то Ту-154М от Звезды может стать самой яркой звездой вашей коллекции.

В своей статье в М-Хобби я  перечислил ошибки в расшивке, а уже сдав статью  в журнал, нашел еще массу огрехов…

   Читайте далее:

             Исправляем ошибки Ту-154М от "Звезды"

    Скачать статью из журнала "М-Хобби" 07’2008 (93)

    

    Автор: Дмитрий Колесник