СБОРКА      ДОРАБОТКА      ОКРАСКА      СЪЕМКА      МАТЧАСТЬ      ТЕХНОЛОГИИ      ОБЗОРЫ      МАСТЕР-КЛАСС      ОБ АВТОРЕ

 

    Начало  »  Мастер-класс  »  Ту-154М СССР-85663

Ту-154М СССР-85663

Зимними вечерами довелось мне посмотреть фильм Дмитрия Черкасова "Ту-154. Моя легенда" - очень серьезный, душевный фильм. Именно тогда мне удалось прочувствовать всю красоту туполевского лайнера и конечно же фильм вдохновил меня на постройку модели этого по-настоящему легендарного самолета.

Тушку сразу же решил для себя изобразить в ливрее советского Аэрофлота, именно в эпоху расцвета этого самолета.

Для реализации идеи был приобретен набор от "Звезды" - лучшее, что есть на сегодняшний день для изготовления Ту-154М в 144 масштабе. Набор широко известен и в отдельном представлении не нуждается.

В ходе стройки планировал исправить наиболее важные, заметные огрехи и неточности данного набора. Начал с того, что сточил обтекатель трубопроводов третьей гидросистемы на киле, который был выведен на внешний борт после катастрофы 85656 под Иркутском в 1994 году, а так как я строил борт времен СССР, соответственно, у меня этого обтекателя еще не было.

Подвергся удалению и водосточный желобок над аварийной дверью по правому борту, которого на реальном самолете не было.

 

Далее, на что обратил внимание, стабилизатор.

Привожу цитату с сайта scalemodels-tu154.ru:

"Угол установки стабилизатора должен быть -3 градуса к строительной горизонтали фюзеляжа (СГФ), а не -1.5, как в модели. Этим М-ка отличается от Б-шки, даже визуально модификации самолетов можно определить, глядя на их хвосты."

Поэтому исправил и этот момент. Сделал это, чуть-чуть углубив посадочное место стабилизатора, а ступеньку, образовавшуюся сверху, зашпатлевал.

Придал надфилем и шкурками более правильную форму обтекателям рельсов на крыльях. Для удаления ступеньки между крылом и обтекателем использовал полистирол.

Исправил переразмеренный обтекатель замка зализа второго багажника:

Надсверлил места под фары и четыре антенны радиовысотомера РВ-5:

Бортовые аэронавигационные огни изготовил следующим образом. В кусочке прозрачного литника тонким сверлом просверлил углубление и залил внутрь краску. Потом приклеил кусочек литника к крылу и обработал напильником, а затем наждачками.

На крыльях надсверлил места под посадочные фары:

Приклеил стабилизатор и с помощью кусочков пластика и шпатлевки убрал ступеньку, образовавшуюся при изменении угла установки. А также добавил недостающие линии расшивки (показал стрелочками):

Склеил крылья, состыковались хорошо, без щелей, для этого предварительно немного их подогнал.

Укоротил переднюю нишу шасси, вставив кусочек пластика. Створки шасси сделал из полистирола.

На створках основных ниш (изкоробочных) сточил излишнюю толщину. Нарезал задние створки передней и основной ниши шасси.

И добавил пару понравившихся мне линий расшивки снизу после того, как заметил их на модели в этой статье Евгения Кнюпфера. Сверяясь на всякий случай с фотографиями настоящих бортов, нарезал линии и на своем Туполе:

Подготовил место для антенны УКВ за кабиной пилотов:

Первоначально я планировал изобразить переплет фонаря декалью, поэтому не стал маскировать каждое окошко в отдельности. Но потом появились сомнения, что сквозь декаль будут просвечивать перегородки между стекол. По совету Артема Крюкова решил просто накрасить переплет лобовика.

Подготовил места для ненаправленных антенн АРК №1 и АРК №2. Сами антенны (выступающие части) уже приклею после покраски. По всем антеннам руководствовался статьей Дмитрия Колесника, очень познавательно

Стойки шасси даны в наборе с необжатыми амортизаторами, так может стоять только полностью пустая, незаполненная машина, с демонтированными двигателями. В связи с этим укоротил стойки шасси - удалил эти части (обвел красным).

Для прочности вставил кусочки медицинской иглы в основные стойки.

Укоротил и переднюю стойку:

Решение делать переплет фонаря не декалью, а краской, вызвало желание приобрести маски от KV-models.  В наборе так же идут маски и для шасси.

Наложил маски и покрасил переплет сначала в зелёный интерьерный цвет:

Последовав примеру Евгения Мардаре, надсверлил три отверстия в воздухозаборнике второго двигателя - сброс горячего воздуха обогрева воздухозаборников. Те же "сбросы" сделал и на остальных двигателях.

Загрунтовал. Использовал серую тамиевскую грунтовку Fine Surface Primer, наносил из баллончика. Обнаружились места, которые нужно еще подшпатлевать, а пока картина выглядит следующим образом:

Перед тем, как непосредственно перейти к покраске, сверился с  прототипом - СССР-85663, на мой взгляд, самая удачная фотография этого борта того времени:

Еще задолго до покраски составил план последовательности, исходя из удобства последующего нанесения масок.

Сначала решил красить серебрянкой - Tamiya X-11:

Перед покраской зашпатлевал лишние линии на крыльях снизу:

Замаскировал скотчем все серебристые элементы.

Покраску основными цветами начал со стабилизатора. Покрасил его светло-серым, цвет мешал на глаз из Тамии XF-1 и XF-2. Далее стабилизатор будет закрыт скотчем для дальнейшей покраски белым.

Замаскировал стабилизатор и покрасил фюзеляж в белый цвет - тамия XF-2:

Покрасил переплет, цвета мешал из XF-8 и X-3 на глаз.

На макросъемке видно, какую шагрень дает акрил. Следующую модель хочу попробовать покрасить эмалевыми красками. Интересно будет посмотреть, изменится ли что-то.

Замаскировал оставшуюся часть фюзеляжа и покрасил в светло-серый.

Покрасил законцовки крыльев в красный тамиевский XF-7, снял маски.

Параллельно работал над стойками и колесами. Сначала колеса покрасил в цвет дисков, цвет намешивал на глаз из следующих красок.

Этим же цветом покрасил и стойки шасси.

Далее в дело снова пошли маски от KV-models.

Затем покрыл оставшуюся часть колес в цвет резины. Цвет выбрал XF-69.

И снял маски:

Покрыл модель глянцем Х-22 и всю неделю занимался выделением расшивки. Смывку делал гуашью на "фэйри".

Теперь пришел черед заливки иллюминаторов.

На одной из предыдущих моделей я заливал их лаком от АКАН. Примерно через полгода на паре иллюминаторов посередине появились разрывы в виде отверстий (может, потому что слой лака был тонким).

На нескольких интернет-форумах я прочитал, что для этих целей хорошо подходит клей АКАН Аква (именно как аналог Кристал Клиру). Решил его купить взамен лака, попробовал, результат понравился. Ничем не разбавлял. Он как раз густой в баночке, легко задерживается в иллюминаторах.

Взбалтываю баночку, на кончик тоненькой кисточки, чтобы в иллюминатор пролезала спокойно, беру клей и опускаю в иллюминатор, так, чтобы проем затянулся этой густой жидкостью, при необходимости добавляю еще клей. Сначала клей мутный, затем с высыханием он становится полностью прозрачным.

Залив иллюминаторы акановским клеем, я покрыл модель вторым слоем глянца, закрепив смывку.

 

Далее по плану нанесение декалей. Декали у "Звезды" оказались "косячными". Сверяясь с фотографией прототипа, можно обнаружить отсутствие двух аварийных выходов по правому борту:

Из данного положения выходил таким образом: в декали даются аварийные выходы для варианта окраски нового Аэрофлота. Вот, собственно, эти двери и взял. А белые элементы подобрал из кусочков других декалей. Изначально боялся, что будет такой некий бутерброд, однако то ли мне показалось, но новая декаль у "Звезды" намного тоньше стала.

На что еще обратил внимание. Снизу надпись "СССР" дается нераздельно и предлагается инструкцией вставить между обтекателями рельсов. Но на тех фотографиях, что я нашел, где Ту-154 снизу, видно что надпись "СССР" не между рельсами, а идет прямо по ним. Поэтому надпись разрезал и перевел по частям.

Собрал и покрасил двигатели. В передней части пришлось шпатлевать утяжины:

Окрасил внутренние части:

Покрыл модель слоем глянцевого лака Х-22, закрепив тем самым декали.

И сделал воздухозаборник обдува генератора двигателя №2 из кусочка законцовки крыла в варианте для нового аэрофлота, опирался на статью Дмитрия Колесника, пункт 6. Специально оставил это дело на сейчас, потому что было бы неудобно поверх него класть декаль.

Сделал проблесковые маячки из тянутого прозрачного литника, который перед установкой на место покрасил в X-27 (цветной лак).

Уже после установки обратил внимание, что нижний маячок надо было сдвигать на 2-3 мм относительно оси фюзеляжа. Хорошим примером того может служить эта фотография

Приклеил двигатели и перевел на них декали.

Приклеил стойки шасси и покрыл модель матовым (полуматовым) лаком, смешав XF-86 с X-35.

Пожалуй, самый волнительный момент в этой постройки - снятие масок с фонаря кабины.

Результат меня удовлетворил, считаю более-менее хорошо получилось, уж точно лучше, чем если бы использовал изкоробочный переплет в виде декали.

 

Не без огрехов конечно получилось, но тут, как говорится, надо набираться опыта, набивать руку. Маски и раньше использовал и дальше буду использовать, просто впервые такая ситуация, что переплет другого цвета нежели фюзеляж, из-за этого местами граница рваная вышла.

Еще добавлю, что вживую смотрится куда лучше, чем на фото. Что-то может еще подправлю кисточкой.

Установил на место шасси.

Еще одна важная деталь, которую я оставил на постпокрасочный этап, опять же исходя из удобства - это сопла двигателей.

Скрутил из бумаги колечки, пропитал затем суперклеем, после чего они стали твердыми.

Затем окрасил их в X-10 и установил на место. Считаю, выглядит гораздо эффектнее изкоробочного варианта.

Приклеил антенны УКВ №1 и две антенны АРК. В этом плане понравилась одна фотография, из которой следует, что высота антенн 0,2 см, по линейке постарался отмерять эту величину.

На этом постройка была завершена. Модель участвовала в Group Build по Ту-154 на сайте airliner-models.org, в котором она заняла призовое место.

При постройке модели по доработкам руководствовался следующими статьями:

1) http://scalemodels-tu154.ru/articles/2_5_Work_In_Progress_Tu-154M_ot_Zvezdy.htm

2) http://scalemodels-tu154.ru/articles/8_2_Ispravljaem_oshibki_Tu_154M_ot_Zvezdy.htm

3) http://scalemodels-tu154.ru/articles/8_4_Ustanavlivaem_melochevku_na_model'_Antenny.htm

Автор: Семён Кисляков