СБОРКА      ДОРАБОТКА      ОКРАСКА      СЪЕМКА      МАТЧАСТЬ      ТЕХНОЛОГИИ      ОБЗОРЫ      МАСТЕР-КЛАСС      ОБ АВТОРЕ

 

    Начало  »  Мастер-класс  »  Airbus A319-112 Germanwings D-AKNU (1/144, Revell)

Airbus A319-112 Germanwings D-AKNU (1/144, Revell)

Предлагаю вниманию уважаемого сообщества статью о постройке модели самолета Airbus A319 авиакомпании «Germanwings».

Идея постройки этой модели возникла после того, как мне довелось совершить полет на ее прототипе – самолете А319 авиакомпании Germanwings б/н D-AKNU по маршруту Мюнхен – Берлин-Шёнефельд. К слову, на А319 я летал впервые, что, в общем, также повлияло на принятие решения о постройке, несмотря на то, что к тому времени у меня уже была собрана вся линейка 318-319-320-321. Правда, линейка эта была собрана относительно давно и достаточно примитивно – минимум мелочевки, декальные иллюминаторы. Поэтому, в очередной раз приобретая этот кит, я сразу решил для себя, что, наконец, опробую технологию изготовления прозрачных иллюминаторов, долгое время являвшуюся предметов различных дискуссий. В то же время, небезызвестным фактом является наличие в модели целого ряда несоответствий прототипу. Но ввиду ограниченности свободного времени, а также позиционируя модель, как в некотором роде «кошку», я решил ее радикально не дорабатывать и сделать исключительно из коробки. 

Итак, кит куплен, сборка начата

Первым делом отделяем от литников фюзеляж. Дабы белый пластик не отсвечивал изнутри после завершения сборки, красим всю внутреннюю поверхности фюзеляжа в черный цвет. Затем приступаем к самой интересной и важной части работы. Сразу оговорюсь – способов изготовить прозрачные иллюминаторы существует масса, тут всё зависит от фантазии моделиста и доступного ему набора инструментов и материалов. Мой способ в этом отношении не претендует ни на оригинальность, ни на статус единственно правильного. Я долгое время избегал изготовления прозрачных иллюминаторов потому, что придерживался принципа, согласно которому если нельзя сделать «супер», то лучше не делать вовсе. Я уже пробовал применить свой метод изготовления прозрачного остекления на своих прежних моделях путем заливки отверстий под иллюминаторы трёхминутной эпоксидной смолой – результат не порадовал, поскольку в смоле образовывались пузырьки (а консистенция не позволяла их своевременно и полностью удалить), и кроме того, со временем она желтела.

И вот, однажды я наткнулся на смолу «Эпокси-просвет» от санкт-петербургского производителя. Плюсы этой смолы – изумительная текучесть, исключительная прозрачность после отверждения, высокая прочность. Минусы – малый срок годности (хотя, тут все смолы примерно одинаковы), а также долгое время отверждения (иногда до 3 суток). Опробовав ее в изготовлении нескольких деталей и убедившись, что она соответствует моим ожиданиям, я приступил к реализации замысла. Заклеив с внешней стороны ряд иллюминаторов обычным скотчем, я залил каждую половинку фюзеляжа изнутри смолой, аккуратно заполнив зубочисткой каждый проем иллюминатора. Чтобы при последующей обработке иллюминаторы не проваливались внутрь, я налил смолы с запасом, чтобы она растеклась также и по внутренней поверхности фюзеляжа. Получилась конструкция, аналогичная вклеенным рядам пластиковых прозрачных иллюминаторов в китах, которые ими комплектуются. Итак, откладываем фюзеляж в сторону на трое суток и приступаем к другим деталям.  

Крыло

Оно в наборе неправильное: во-первых, необходимо срезать направляющие закрылков, соответствующие модификации А321, во-вторых, зашпаклевать одну из канавок расшивки закрылка, поскольку, опять-таки, двухщелевой закрылок характерен для А321 (каюсь, это я забыл сделать). Кроме того, было бы нелишне сточить заднюю кромку крыла и вывести ее на один уровень с направляющими рельсов закрылков, а также сделать пропил между внутренней и внешней секциями закрылков на каждой консоли. Этого я тоже не сделал, поскольку, как было сказано выше, изначально я не ставил себе задачи углубляться в доработки.

В принципе, было бы неплохо изготовить заново винглеты – те, что в наборе, мелковаты и толстоваты. Но это уже, как говорится, на любителя. В швейцарском музее транспорта в Люцерне я сделал фотографию оного с приложением своего паспорта для масштаба, поэтому если кого-то заинтересует – проблем нет. На законцовках каждой консоли имитируем БАНО по известной технологии: две лампочки из тянутого прозрачного литника, покрытого лаком нужного цвета, залитые эпоксидной смолой, отшлифованные и отполированные, а затем закрытые маской из ПВА «до минования надобности». 

 


Аналогичным образом изготавливаем посадочные фары, расположенные возле ниш основных стоек шасси. Было бы не лишним сделать также фонари подсветки логотипа на верхних поверхностях стабилизатора, но как-то я это упустил из виду.

Двигатели

Поскольку я уже имел опыт сборки двигателей CFM56 для четырех ранее построенных Эрбасах и понимал сложность этой процедуры, мне захотелось внедрить инновацию, существенно упрощающую процесс сборки и окраски. Для этого я вырезал из листового пластика (поддон от торта) два пластиковых кружка, соответствующих по габаритам деталям, имитирующим первую ступень компрессора. Сами же эти детали были обточены по внешнему диаметру таким образом, чтобы беспрепятственно входить в уже собранный двигатель. При этом их необходимо обточить с тыльной части на толщину вырезанного пластикового кружка, чтобы компрессор не выдавался вперед после установки на место. Далее двигатели собираются как обычно, без каких бы то ни было доработок. 

Внутренняя часть воздухозаборника шпаклюется, шлифуется, красится в соответствии с прототипом. После этого в двигатель на густой клей ПВА вклеивается компрессор. Почему на ПВА – это дает возможность корректировать положение детали относительно воздухозаборника, так как трудно добиться идеальной центровки с первого раза. Затем двигатели красятся снаружи. Здесь я решил отказаться от декалей, имитирующих конструктивные элементы пилона, отличающиеся по цвету. Причина проста – несовпадение расшивки и декали. Поэтому желающим использовать декаль я рекомендую безжалостно зашпаклевать расшивку на пилоне. Я этого своевременно не сделал, поэтому решил все конструктивные элементы накрасить. Результат меня в целом устроил. После окраски кожуха двигателя основным цветом (о котором более детально мы остановимся ниже), я покрыл его футурой, отполировал и приклеил самодельные турбулизаторы, вырезанные из пивной жести. Затем перевел декали и снова покрыл футурой. Всё, двигатели готовы, откладываем их в сторону. 

Тем временем, смола в фюзеляже затвердела. Пузырьков-раковин нет, внутренняя поверхность идеальна, усадка минимальная. Убеждаемся, в отсутствии пылинок и прочего мусора на внутренней части фюзеляжа, помещаем в нос увесистый кусок пластилина темного цвета, склеиваем фюзеляж, вклеиваем штатный лобовик, приклеиваем собранное ранее крыло. 

Теперь очень важный момент – герметизируем фюзеляж (я использовал для этого МИГ-овский стоп-колор): передняя и основные нишы шасси, места установки стабилизаторов, отверстия под антенны (если не будем их зашпаклевывать), ВСУ (если просверлили насквозь). Почему это важно? Мы сделали идеально прозрачные иллюминаторы. Каждая пылинка, которая осядет на них изнутри, будет резать глаз. При этом убрать ее будет практически невозможно (конечно, у самолета остается технологическое отверстие в центроплане на внутренней стороне ниш основных опор, и, скажу больше, мне пришлось-таки ими воспользоваться, но это крайне неудобно).

Итак, мы собрали болванку

Про шпаклевку-обточку рассказывать не буду, тут ничего нового, за исключением двух моментов, касающихся остекления. Во-первых, лобовик. Ревелл, пытаясь «облегчить» жизнь моделистам, дает на нем легкую расшивку, призванную помочь в накрашивании переплета. Всё бы ничего, да вот только от реальности она очень далека. Поэтому ее надо безжалостно уничтожить шкуркой и отполировать лобовик заново. Вместе с расшивкой уйдет и имитация щеток стеклоочистителей, но они нам не понадобятся. Во-вторых, иллюминаторы пассажирского салона. Тут всё просто – шкуркой от 600 до 2500 выводим из в «ноль» с фюзеляжем, потом полируем пастами 3М последовательно №№ 74, 75, 76. Глянцевость нам не повредит, поскольку, во-первых, для избежания оставления на модели следов пальцев я использую полиэтиленовый пакет, надетый на руку, и во-вторых, я использую очень качественные грунты и краски немецкой фирмы Standox, дающие (естественно, при соблюдении технологии нанесения) прекрасную адгезию даже на глянцевой поверхности.

Теперь самое интересный и главный этап, по итогам выполнения которого будет ясно, быть прозрачным иллюминаторам или нет. В компании, занимающейся производством наружной рекламы, мне вырезали маски по макету, разработанному мной в векторном редакторе. Потребуется значительное терпение, чтобы ровно приклеить каждую маску. Также необходимо учесть, что Ревелл в наборе дает совершенно неправильную конфигурацию иллюминаторов пассажирского салона – они слишком вытянуты в высоту. Маски же, напротив, правильной формы, поэтому важно, чтобы они располагались на одной линии, дабы избежать «пляски» всего ряда. 

 

Итак, маски приклеены, можно приступать к окраске

Тут всё как обычно – грунтуем, красим, шлифуем, еще раз красим очень тонким слоем, чтобы скрыть дефекты, выявленные шлифовкой. Сначала красим крыло – это и удобно, и практично. Светло серый основной цвет, серый с серебрянкой – так называемый «корогард». Плюс накрашиваем всякую мелочевку. Окрашиваем, «отбиваем» границу стыка с фюзеляжем тонким слоем скотча, от него на 1 – 1,5 см. наносим стоп-колор, а затем заматываем оставшуюся часть каждой консоли полиэтиленом и закрепляем малярным скотчем до завершения окраски.  

Самолеты авиакомпании Germanwings окрашены по технологии, аналогичной самолетам Аэрофлота, т.е. в «трехслойный перламутр». Разница лишь в том, что Germanwings имеет больше слоев перламутра, в результате чего визуально воспринимается почти как серебристый (даже инструкция рекомендует красить его серебрянкой, но эта рекомендация в корне ошибочна).

Итак, следуя технологии, мы красим самолет в светло-серый цвет, после чего можем сразу окрасить хвост желтым (клеить маски на перламутр достаточно опасно – может отойти вместе с маской и самолет придется целиком перекрашивать заново, т.к. окрасить перламутром фрагмент очень трудно).

Снимаем маски и видим то, что нас ну никак не устраивает. Первое – это неровные края иллюминаторов. Оно, в общем-то, естественно – даже самый хороший плоттер не вырежет из оракала иллюминатор идеальной формы. Но я был к этому готов заранее, и у меня был заготовлен рецепт борьбы с этим «явлением», о котором ниже. Вторая проблема, которую я предвидел, но не имел заранее заготовленного решения – это ступенька, которая образовалась на границе стекла и краски из-за определенной толщины слоя последней. Тут уже пришлось устраивать «танец с саблями» - я не придумал ничего лучше, как развести двухкомпонентный лак VocPremium от фирмы Standox и зубочисткой нанести с запасом на каждый иллюминатор. Поскольку VocPremium в течение месяца-полутора после нанесения дает существенную усадку, я отложил модель и спокойно поехал в отпуск.

Вернувшись из отпуска, я сточил с иллюминаторов лишний лак, в результате чего иллюминаторы стали заподлицо с фюзеляжем. Далее снова клеим маски на лобовик и иллюминаторы, и приступаем ко второму этапу окраски – нанесению слоя перламутра. Поскольку он очень тонкий, мы уже не беспокоимся о толщине, которая может дать ступеньку на границах маски.  Я использовал автомобильную краску Standox № 829, хотя, полагаю, подойдет любой автомобильный перламутр - благо, эта краска нынче достаточно популярна. 

Фюзеляж окрашен, маски сняты

Далее самолет покрывается футурой, которая служит подосновой для декалей во избежание их серебрения (что на перламутре более чем вероятно). Наносим декали согласно фото прототипа и схемы в инструкции (необходимую букву в бортовом номере я скомпоновал из Jи I). Некоторые элементы (в частности, уплотнитель на центроплане, мне пришлось изготовить самостоятельно. Также было принято решение отказаться от декали, имитирующей основание стабилизатора – его я накрасил, использовав для разметки места нахождения бортового самописца самодельную декаль. Теперь еще один очень важный момент для формирования окончательного облика модели (помните, я говорил про рваные края иллюминаторов) – нам необходимо нанести декальные окантовки на иллюминаторы. Тут также есть один нюанс – Ревелл и здесь дает их чрезмерно продолговатыми, поэтому режем каждый иллюминатор пополам. Наносить удобнее по 2-3 окантовки, т.к. если больше, то они перестают совпадать с моделью (декаль имеет больший шаг).

Кстати, я искренне надеюсь, что после этой статьи производители «шелковых» декалей заинтересуются этим аспектом – окантовки могут серьезно облегчить жизнь моделиста, поставившего своей целью постройку модели лайнера с прозрачными иллюминаторами. При этом они совершенно не обязательно должны быть серебристыми – в зависимости от прототипа они могут быть совершенно любого цвета. Одно пожелание – во избежание ошибок согласовывать макет с модельным сообществом.    

Итак, все декали переведены, повторно покрываем модель футурой, шлифуем, полируем, довольствуемся результатом. Теперь достаем с полки двигатели, приклеиваем их, аккуратно шпаклюем образовавшиеся щели. Внимание – обязательно проверяем, чтобы расстояние от нижней кромки воздухозаборника до земли было одинаковым. На этом этапе мне пришлось немного править пилон первого двигателя, т.к. он свисал слишком низко. К сожалению, ни на одной из пяти моделей Эрбасов этой серии мне не удалось добиться правильного сочленения двигателя с крылом. Возможно, у меня просто кривые руки, но я всё-таки склонен грешить на пластик. Поэтому я, проявив немного фантазии, сделал плавный переход линий (в глубине души надеясь на то, что «Звезда» на своем заявленном А320 гораздо лучше спроектирует этот узел). После шпаклевки та часть пилона, которая была подвергнута обработке, окрашивается и вновь покрывается футурой.

В целом модель готова, приступаем к шасси и мелочевке. Переднюю стойку я доработал лишь фарами, на основных имитировал различные патрубки. Правда, их практически не видно. На всех стойках были заменены штоки амортизаторов – их я изготовил из толстой швейной иглы подходящего диаметра. Не забудьте срезать со створок основных стоек шасси обтекатели – они понадобятся только на А321.

Затем ставим модель на шасси, добиваясь идеально ровного расположения самолета относительно горизонтальной поверхности (я приклеиваю сначала основные стойки, сверяясь по расстоянию от законцовки каждой консоли крыла до поверхности – оно должно быть одинаковым, а затем уже носовую). После того, как самолет «твердо стоит на ногах», приклеиваем консоли стабилизатора, также обеспечивая их правильный угол установки и одинаковое расстояние от земли.

Из мелочевки первоначально я хотел ограничиться стандартным набором антенн. Но народная мудрость недаром гласит, что аппетит приходит во время еды – в течение четырех дней после установки этого «базового комплекта» модель обросла ППД, маленькими желтыми антенками в носовой части (ответчик? Или TCAS?), какими-то датчиками, дворниками (ну как же без них – родные-то мы удалили, еще когда правили лобовик), петлями для крепления тросов аварийного покидания самолета (кстати, интересная деталь – петля на внутренней секции интерцептора устанавливается только на А319 – на А320 ее нет), ну и, под занавес, стекателями статического электричества (их я приклеил на ПВА, посчитав, что это лучший способ избежать различного рода дефектов, которые обычно возникают при применении суперклея). Хотел еще имитировать акселерометры, но вовремя остановился. 

Вот, в общем-то, и всё – практически чистая изкоробочная сборка стала приятным напоминанием о визите в замечательную страну.  

P.S. Хочу выразить отдельную благодарность Евгению «Кошкеру» за информационную поддержку, оказанную при постройке модели. Также хочу отметить, что при использовании мной футуры до и после нанесения декали выявилась одна проблема, объяснения которой я не нашел: через некоторое время после того, как модель была покрыта окончательным слоем футуры, лаковый слой покрылся микротрещинами, причем именно в тех местах, где он находился поверх декали. Возможно, тут дело в температуре или влажности, но, так или иначе, попытки исправить этот дефект ни к чему не привели.

P.P.S. Возможно, внимательные читатели заметят, что носовая стойка шасси на разных снимках выглядит по-разному. А причина этому – второй том собрания сочинений А. Толстого, упавший во время фотосессии на самолет с метровой высоты (я прижимал ей фон, на котором стоял самолет). В результате стойка разлетелась на восемь частей и ее пришлось собирать заново. К сожалению, ее первозданный вид был утрачен. 

P.P.P.S. При фотографировании мной была допущена ошибка, последствия которой вы можете видеть на снимках. Я использовал три источника света - два с цветовой температурой 4500К и один с температурой 2800К (другого просто не было). В результате в середине снимков преобладает желтый спектр, а по краям - голубой. Век живи - век учись. 

Автор: Максим Мысин