 |
Начало
» Мастер-класс
» Ил-18В
«Аэрофлот»
СССР-75857
Ил-18В
«Аэрофлот»
СССР-75857
Эта модель заняла первое место на конкурсе "Лайнеры нашего
масштаба - 2012" на сайте
airliner-models.org.

Смола от Rus-Air хорошо известна своим качеством (кавычки убраны
из соображений политкорректности). Приобреталась она
исключительно из любви к этому замечательному самолету в те
«застойные» времена, когда альтернатив не было. Признаться,
когда вышла модель-аналог от «Восточного экспресса», у меня было
желание отказаться от доведения постройки до конца и начать всё
заново. Но дефицит свободного времени, а также высокая степень
готовности (фактически, самолет был уже окрашен) не оставили мне
выбора.

Итак, по порядку.
Детали в целом соответствуют чертежам в книге Н. Якубовича.
Половинки фюзеляжа стыкуются плохо, при склейке выяснилось, что
они вдобавок разного радиуса (кстати, эта же проблема была
выявлена и на 90% других моделей этой фирмы).

При попытке привести этот радиус к общему знаменателю всплыла
другая проблема – шлифовка шкуркой внешней поверхности самолета
вскрывала несметное количество раковин (особенно в том месте,
где на заготовке давалась опциональная шлейфовая антенна). По
сути, вся модель напоминала шоколад «Виспа». Задние кромки крыла
и стабилизатора пришлось изготавливать заново из суперклея-геля
с отвердителем. При этом, расшивка верхней и нижней половины
крыла не совпадает, что особенно доставляет хлопот при
изготовлении БАНО и окраске законцовок.

Попытки выправить расшивку так же потерпели фиаско из-за обилия
раковин, в которые норовил провалиться скрабер. Лопасти и коки
винтов из набора никуда не годятся, в связи с чем были отлиты
копии с модели Ан-12 от AWM, однако на момент фотосессии они не
были готовы, поэтому я использовал то, что есть (лишь переточив
коки на дрели с целью придания им более правдоподобной формы),
оставив в планах последующую замену (каюсь, пока так и не
сделал). Зато вы можете оценить чудовищную толщину лопастей и их
неправильную форму. ПОС лопастей имитирована самодельной
декалью.

Также никуда не годятся и шасси – колеса были, как обычно,
позаимствованы производителем от имеющихся пластиковых моделей
других самолетов в аналогичном масштабе и не имели ничего общего
с прототипом, а при взгляде на стойки невольно наворачивалась
скупая мужская слеза. В ходе доработок диски колес были пролиты
смолой для придания им более правдоподобной формы, а стойки
доработаны различной мелочевкой, которая их существенно оживила.
Створки, само собой, были изготовлены заново, потому что
имеющиеся в наборе в пересчете на масштаб 1:1 были бы толщиной
сантиметров 50.

БАНО и посадочные фары были изготовлены из прозрачной
двухкомпонентной эпоксидной смолы. Затем собранная болванка была
загрунтована и окрашена Standox’ом.
В качестве прототипа был выбран борт № 75857 – «долгожитель»
среди парка уральских Ил-18, построен 19 декабря 1962 г., 11
марта 1963 г. поступил в 1-й Свердловский АО, где честно
отработал 15 лет на ниве авиаперевозок и был списан по отработке
ресурса в январе 1978 года. После этого он почти 30 лет простоял
в аэропорту Кольцово и стал первым Ил-18, на борту которого я
(абсолютно нелегально) побывал летом 1995 г. В период с июля
2006 по август 2007 года самолет был утилизирован.

Декаль от Бегемота - обычного для этого производителя качества.
Т.е. уже не желтая (что, несомненно, является достижением), но
всё еще корявая – описывать нюансы смысла нет, собранных моделей
в сети масса, их похожесть с этой декалью на прототип болтается
где-то в районе «абсолютного нуля». В общем, после недолгих
раздумий я безжалостно выкинул изкоробочную декаль в мусорное
ведро и нарисовал ее заново по фотографиям реального самолета,
сопоставленных с чертежами. Параллельно выяснил, что двери на
модели стоят не там и совершенно неправильной формы и размера
(эх, почему я не проверил это до окраски – так бы хоть
зашпаклевал), а также то, что граница серого и белого, которую
я, ориентируясь на фото, выставлял по нижнему обрезу этих
дверей, по указанной причине оказалась выше чем надо. Но решил
уже не перекрашивать – как сказал мне мой идейный вдохновитель и
наставник Алексей Волков: «Ты же не ракету строишь, которая в
космос полетит». Отпечатана декаль на бумаге
«Freedecor» – без преувеличения шедевр современной декальной
мысли, которая легла на 10 баллов, не потребовав при этом
никаких химических средств.

По технологии, примененной в изготовлении иллюминаторов Алексеем
Волковым на своей модели, я капнул на каждый из них каплю
тамиевского прозрачного лака Х-22. Кстати, эта технология дала
неожиданно интересный объемный эффект, несмотря на то, что
потребовала определенных усилий – во-первых, каждый иллюминатор
должен был быть покрыт полностью ровно по краю рисунка,
во-вторых, на каждый из них требовалось нанести одинаковое
количество лака для обеспечения одинаковой выпуклости. Не
обошлось и без эксцессов – при случайном соприкосновении пальца
даже с высохшим лаком последний мгновенно переставал быть
зеркальным, и попытки его отполировать ничего не давали.
Приходилось переделывать.
Тонировка выполнена уайт-спиритом с каплей черной тамиевской
матовой краски. Проблесковые огни выточены из литника и окрашены
смесью красной краски и лака, вся мелочевка (ответчик,
«солдатик», антенны) – из подручных материалов а-ля тянутый
литник и пивная жесть. Тросовая антенна – из капроновой нити,
окрашенной в серебристый цвет.

Вместо постскриптума. Когда постройка уже была завершена, я
обнаружил в сети фото начала 90-х, из которых явствовало, что
низ фюзеляжа был серебристым, а не серым – такая схема окраски
действительно имела место в первые годы после утверждения нового
стандарта окраски аэрофлотовских машин.
Автор: Максим Мысин
|
 |