НАЧАЛО      СБОРКА      ДОРАБОТКА      ОКРАСКА      СЪЕМКА      ГАЛЕРЕЯ      МАСТЕР-КЛАСС      ОБ АВТОРЕ

 

Начало  »  Мастер-класс »  Ил-18В «Аэрофлот» СССР-75857

Ил-18В «Аэрофлот» СССР-75857

Эта модель заняла первое место на конкурсе "Лайнеры нашего масштаба - 2012" на сайте airliner-models.org.

Смола от Rus-Air хорошо известна своим качеством (кавычки убраны из соображений политкорректности). Приобреталась она исключительно из любви к этому замечательному самолету в те «застойные» времена, когда альтернатив не было. Признаться, когда вышла модель-аналог от «Восточного экспресса», у меня было желание отказаться от доведения постройки до конца и начать всё заново. Но дефицит свободного времени, а также высокая степень готовности (фактически, самолет был уже окрашен) не оставили мне выбора.

Итак, по порядку.

Детали в целом соответствуют чертежам в книге Н. Якубовича. Половинки фюзеляжа стыкуются плохо, при склейке выяснилось, что они вдобавок разного радиуса (кстати, эта же проблема была выявлена и на 90% других моделей этой фирмы).

При попытке привести этот радиус к общему знаменателю всплыла другая проблема – шлифовка шкуркой внешней поверхности самолета вскрывала несметное количество раковин (особенно в том месте, где на заготовке давалась опциональная шлейфовая антенна). По сути, вся модель напоминала шоколад «Виспа». Задние кромки крыла и стабилизатора пришлось изготавливать заново из суперклея-геля с отвердителем. При этом, расшивка верхней и нижней половины крыла не совпадает, что особенно доставляет хлопот при изготовлении БАНО и окраске законцовок.

Попытки выправить расшивку так же потерпели фиаско из-за обилия раковин, в которые норовил провалиться скрабер. Лопасти и коки винтов из набора никуда не годятся, в связи с чем были отлиты копии с модели Ан-12 от AWM, однако на момент фотосессии они не были готовы, поэтому я использовал то, что есть (лишь переточив коки на дрели с целью придания им более правдоподобной формы), оставив в планах последующую замену (каюсь, пока так и не сделал). Зато вы можете оценить чудовищную толщину лопастей и их неправильную форму. ПОС лопастей имитирована самодельной декалью.

Также никуда не годятся и шасси – колеса были, как обычно, позаимствованы производителем от имеющихся пластиковых моделей других самолетов в аналогичном масштабе и не имели ничего общего с прототипом, а при взгляде на стойки невольно наворачивалась скупая мужская слеза. В ходе доработок диски колес были пролиты смолой для придания им более правдоподобной формы, а стойки доработаны различной мелочевкой, которая их существенно оживила. Створки, само собой, были изготовлены заново, потому что имеющиеся в наборе в пересчете на масштаб 1:1 были бы толщиной сантиметров 50.

БАНО и посадочные фары были изготовлены из прозрачной двухкомпонентной эпоксидной смолы. Затем собранная болванка была загрунтована и окрашена Standox’ом.

В качестве прототипа был выбран борт № 75857 – «долгожитель» среди парка уральских Ил-18, построен 19 декабря 1962 г., 11 марта 1963 г. поступил в 1-й Свердловский АО, где честно отработал 15 лет на ниве авиаперевозок и был списан по отработке ресурса в январе 1978 года. После этого он почти 30 лет простоял в аэропорту Кольцово и стал первым Ил-18, на борту которого я (абсолютно нелегально) побывал летом 1995 г. В период с июля 2006 по август 2007 года самолет был утилизирован.

Декаль от Бегемота - обычного для этого производителя качества. Т.е. уже не желтая (что, несомненно, является достижением), но всё еще корявая – описывать нюансы смысла нет, собранных моделей в сети масса, их похожесть с этой декалью на прототип болтается где-то в районе «абсолютного нуля». В общем, после недолгих раздумий я безжалостно выкинул изкоробочную декаль в мусорное ведро и нарисовал ее заново по фотографиям реального самолета, сопоставленных с чертежами. Параллельно выяснил, что двери на модели стоят не там и совершенно неправильной формы и размера (эх, почему я не проверил это до окраски – так бы хоть зашпаклевал), а также то, что граница серого и белого, которую я, ориентируясь на фото, выставлял по нижнему обрезу этих дверей, по указанной причине оказалась выше чем надо. Но решил уже не перекрашивать – как сказал мне мой идейный вдохновитель и наставник Алексей Волков: «Ты же не ракету строишь, которая в космос полетит». Отпечатана декаль на бумаге «Freedecor» – без преувеличения шедевр современной декальной мысли, которая легла на 10 баллов, не потребовав при этом никаких химических средств.

По технологии, примененной в изготовлении иллюминаторов Алексеем Волковым на своей модели, я капнул на каждый из них каплю тамиевского прозрачного лака Х-22. Кстати, эта технология дала неожиданно интересный объемный эффект, несмотря на то, что потребовала определенных усилий – во-первых, каждый иллюминатор должен был быть покрыт полностью ровно по краю рисунка, во-вторых, на каждый из них требовалось нанести одинаковое количество лака для обеспечения одинаковой выпуклости. Не обошлось и без эксцессов – при случайном соприкосновении пальца даже с высохшим лаком последний мгновенно переставал быть зеркальным, и попытки его отполировать ничего не давали. Приходилось переделывать.

 

Тонировка выполнена уайт-спиритом с каплей черной тамиевской матовой краски. Проблесковые огни выточены из литника и окрашены смесью красной краски и лака, вся мелочевка (ответчик, «солдатик», антенны) – из подручных материалов а-ля тянутый литник и пивная жесть. Тросовая антенна – из капроновой нити, окрашенной в серебристый цвет.

Вместо постскриптума. Когда постройка уже была завершена, я обнаружил в сети фото начала 90-х, из которых явствовало, что низ фюзеляжа был серебристым, а не серым – такая схема окраски действительно имела место в первые годы после утверждения нового стандарта окраски аэрофлотовских машин.

Автор: Максим Мысин

   Читайте далее:

 

 

Работа с фототравлением

Ту-154Б-2 глазами моделиста

живая вода моделиста