НАЧАЛО      СБОРКА      ДОРАБОТКА      ОКРАСКА      СЪЕМКА      ГАЛЕРЕЯ      МАСТЕР-КЛАСС      ОБ АВТОРЕ

 

Начало  »  Сборка  »  Аккуратная склейка фюзеляжа

Аккуратная склейка фюзеляжа

Всем привет!

Процесс склейки фюзеляжа – очень простой,  но требующий аккуратности и не терпящий спешки.

Для начала отделяем от литников половинки фюзеляжа. Стараемся не откусывать питатели вплотную к детали, лучше потом в несколько движений убрать остатки острым модельным ножом. Полностью удалять нужно только те, которые мешают склеиванию, остальные сточатся, когда будем обрабатывать швы.

Попробуем собрать планер «на сухую», то есть без клея, фиксируя детали полосками скотча. Чтобы не было щелей, или, во всяком случае, минимизировать их, нужно более тщательно подгонять все элементы до склейки. 

Если какие-то части поведены - это не критично, выпрямятся при склеивании половинок. Для пущей уверенности можно выпрямить поведенные детали, поливая их кипятком, после чего нужно дать остыть под прессом. Только ни в коем случае не нагревать ни на огне, ни феном, только горячая вода. 

Иногда, для лучшего выравнивания, приходится срезать центрирующие штифты. Это такие пеньки на одной половине и соответствующие им отверстия на другой, призванные облегчить сборку.

Не страшно, если не сходятся линии расшивки. Все равно, когда будем выравнивать поверхность по клеевым швам, часть расшивки неизбежно исчезнет.

Что будем делать с остеклением, мысли уже есть?

Есть три способа: 

1. Вставлять «родные» стекла из набора, выравнивать внешнюю поверхность, шлифовать. В этом случае перед покраской нужно будет наклеивать маски на прозрачные участки.

Чтобы окна чуть выступали для шлифовки и полировки, придется немного сточить внутреннюю часть фюзеляжа.

Для вклеивания пускаем в нескольких местах немного тамиевского свехтекучего клея Tamiya Extra Thin Cement между деталями, он сам растекается куда надо. 

Пилкой (абразивной палочкой) доводим прозрачку равномерно до уровня серого пластика, а потом наждачками и полировочными тканями, последовательно от самой крупной до самой мелкой, шлифуем и полируем. И не забываем: всегда, при работе с абразивными материалами используем воду (смачивая или под струей). Вода вымывает стружку и крупицы абразива, что позволяет получить более гладкую поверхность, без царапин, да и процесс идет быстрее. 

2. Закрыть все иллюминаторы любым способом, сделать фюзеляж ровным и гладким.

Затем, на завершающем этапе перевести декальные иллюминаторы. Однако, они не добавляют реализма модели.

3. Ничего не делать, собирать и красить как есть.

В конце аккуратно заливаем отверстия иллюминаторов специальной жидкостью Micro Kristal Klear и любуемся результатом. 

Перед склейкой нужно сначала покрасить внутренность фюзеляжа серым цветом. Как таковой, грунт не нужен. Но можно нанести грунтовку из баллона (сойдет за краску), заодно потренироваться. Наносить нужно тонкими слоями с расстояния сантиметров 20-30, так, чтобы не было подтеков. Струю грунта проносить над деталью равномерным уверенным движением без остановок, начинать распылять нужно перед деталью и отпускать кнопку распылителя после детали, так как в эти моменты возможны «плевки».

Чтобы модель не заваливалась на хвост, в носовую часть добавляем груз. Можно применить свинцовую дробь, рыболовные или шиномонтажные грузики. Крепить на ПВА или пластилин. Суперклей может вызвать реакцию со свинцом с выделением тепла, что может покоробить пластик.

Теперь главное, только не торопиться, и постараться склеить, совмещая половинки  фюзеляжа максимально точно:

1. Соединяем половинки и фиксируем их полосками скотча перпендикулярно швам.

2. Последовательно проливаем стыки тамиевским сверхтекучим клеем и сжимаем место склейки. И так постепенно проклеиваем вдоль фюзеляжа сначала верхний шов, затем, после высыхания, нижний.

 

Сильно надавливать на детали не стоит, чтобы на стыке не образовывался «валик».

Заливать клей в щели нужно как можно дальше от скотча, и, когда к нему приближаешься, - нужно перенести его на уже склеенный участок.

Помним, что этот клей легко проникает под пальцы рук и под скотч, что может сильно повредить поверхность. Если вдруг такое происходит, не надо ничего предпринимать, просто быстро удалить с этого места ленту и дать хорошо просохнуть пластику.

Совсем без скотча можно обходиться, когда половинки сходятся почти идеально. И повторюсь: пролил участок клеем, поправил сходимость и дал высохнуть несколько минут; и так далее по периметру. 

Прелесть сверхтекучего клея в том, что если он попадет на лицевые поверхности, то практически не оставляет следов после высыхания. Конечно, если не «вляпаться» туда пальцами. А в щели и полости пускай затекает, и чем глубже, тем лучше

Насчет внешней поверхности, я написал «практически», и это зависит от самого пластика. Если  пластик довольно мягкий, то будут заметны небольшие изменения, которые легко скроют грунт и шлифовка.

Кроме того, можно порекомендовать сверхтекучий клей Gunze Sangyo Mr.Cement S, он отличается от Tamiya Extra Thin Cement, тем, что сохнет быстрее и меньше подплавляет пластик. Во многих случаях (когда склеиваемые детали плотно прилегают друг к другу) такой клей даже удобней тамиевского.

Прежде чем обрабатывать швы наждачкой, их следует промазать жидким Gunze Sangyo Mr. Surfacer 500. Дело в том, что наверняка местами потребуется дополнительное шпаклевание, и то, что сейчас выглядит идеальным, после грунтовки предательски проявится. Поэтому, чтобы лишний раз не тереть абразивами, лучше сразу заполнить возможные раковины жидкой шпаклевкой.

Автор: Виталий Федорец

   Читайте далее:

 

 

Работа с фототравлением

Ту-154Б-2 глазами моделиста

живая вода моделиста