НАЧАЛО      СБОРКА      ДОРАБОТКА      ОКРАСКА      СЪЕМКА      ГАЛЕРЕЯ      МАСТЕР-КЛАСС      ОБ АВТОРЕ

 

Начало  »  Доработка  »  Доработка модели Ту-154М от «Звезды»

Доработка модели Ту-154М от «Звезды»

Впервые опубликовано на сайте: http://airliner-models.org

Приводится с сокращениями

Прикупив в конце августа несколько 154-ок, долго к ним принюхивался, дел было много и без моделей, ну а потом понемногу, не спеша, (торопиться то некуда) начал пилить.

Решил собирать два самолета, обозначив их большими цифрами «1» и «2» на киле (чтоб не перепутать фюзеляжи).

«Единица» планировалась с подсветкой салонов и кабины (а возможно и с открытыми дверями), а «двойка» должна была стать быстро собранным подопытным кроликом без излишеств.

Для «двойки» из нескольких коробок были подобраны наиболее деформированные (поведенные) рамки с деталями крыла и фюзеляжа, которые потом пришлось править несколько вечеров под нагревом 150-ваттной лампы.

Этот WIP будет долгий, я разучился быстро собирать модели. Забегая вперед, скажу, что так и не закончил модель, времени совсем нет. Надеюсь вернуться к данной теме, но даже не знаю когда это будет.

При изучении деталей, как всегда начал выискивать дефекты отливок и несоответствия оригиналу. Сразу отрезал все водосточные желобки над дверями, мне они не понравились и будут восстановлены позже.

Выявился толстый срез сопла 2-го двигателя, имеющаяся утяжина на фюзеляже вокруг него заставила потратить несколько вечеров на ее устранение на обоих самолетах, а заодно само сопло было приведено в более-менее приемлемое состояние. 

Однако на реальном самолете сопло второй силовой установки выступает из фюзеляжа на заметно большую величину, чем это сделано на модели, способ устранения несоответствия известен, но я еще не решил, стоит ли терять время. 

Пару вечеров потратил на исправление переразмеренного обтекателя замка зализа второго багажника. На нем еще необходимо ликвидировать лишнюю вертикальную линию расшивки. 

Следующим объектом покушения стали створки передней опоры шасси. На реальном самолете у носовой ноги есть передние маленькие створки и задние большие. На модели передние створки заметно длиннее чем нужно. Для исправления разметил на фюзеляже положение шпангоутов от 14-го и далее. Передние маленькие створки расположены между 14-м и 16-м шпангоутами, отсюда получаем требуемый размер передних створок на модели.

Далее вклеиваю в фюзеляж пластину, которая закроет излишний вырез в фюзеляже и пилю ее, как всегда, пару вечеров. 

После всех манипуляций примеряю переднюю ногу с подкосом, который как и на реальном воздушном судне не должен касаться задних створок. Результат меня вполне устроил. 

Вот такая разница в размерах передних створок получается на доработанном фюзеляже и изкоробочном.

Отрезал лишнее от аэродинамических перегородок (т.н. «ножей») на крыле. Все они спереди залезли на предкрылок, а внутренние перегородки еще сзади залезли на интерцептор, это надо исправлять.

Вообще у меня к этому крылу много претензий. Расшивка и механизация нанесена по чертежам Ту-154Б, и это очевидно. Но исправить легко, там немного отличий. Внешний закрылок снизу размечен неверно – слишком узкий, а откидывающиеся для ТО шторки между задним лонжероном и закрылком наоборот значительно шире. Вызывает сомнения точка крепления основной ноги (на мой взгляд надо смещать чуть назад), неверно размечены большие створки основных опор. Но это все легкоустранимые несоответствия.

На киле, слева и справа, удаляю лишнюю, весьма странно расположенную, горизонтальную линию расшивки (показана красной стрелкой), а линию расшивки, идущую вдоль 2-го лонжерона киля (показана синей стрелкой) пока решил оставить, несмотря на то, что ее нет на реальном самолете. В этом месте идет клепка по панели кессона киля, и издали эта клепка выглядит как линия.

На самолете хорошо заметна клепка на руле направления (РН), имитирую ее на «двойке». Размечаю расположение нервюр РН и затем накалываю клепку притупленным шилом. «Заклепки» слегка подгуляли однако, но думаю полетит и так. При взгляде на РН сзади «клепка» слева и справа должна быть строго симметрична.

В хвостовой части местами также накалываю «клепку», под пилоном правого двигателя добавляю воздухозаборник (ВЗ) обдува генератора №2. Забавно, что этот ВЗ на Звезде старательно нарисовали расшивкой. «Клепка» не везде прошла удачно, чуть позже буду исправлять. 

На Ту-154 (как и на многих других типах) имеется зазор между верхним торцом руля направления и обтекателем стабилизатора. При помощи одноразовых медицинских скальпелей прорезаю его, предварительно зашпаклевав линию, данную на модели и имитирующую верхний торец РН.

 

Между нижним торцом РН и обтекателем тоже есть заметный зазор, но по прочностным соображениям относительно киля его я не стал прорезать, а лишь выделил.

 

Слегка выделяю воздухозаборники и сбросы холодильников гидросистем. 

Для подключения питания к модели необходимо вырезать часть фюзеляжа, имитируя лючок разъема аэродромного питания ШРАП-400-3Ф. Для точного определения места его расположения, а также мест установки приемника полного давления ППД-1М, датчика температуры П-5, датчика угла атаки ДУА-9Р и датчиков сигнализатора обледенения, размечаю шпангоуты носовой части фюзеляжа и обозначаю все искомые места карандашом.

Вырезаю лючок ШРАПа американским скальпелем (медики их не очень любят, ну а моему Туполю в самый раз), в местах установки датчиков делаю канавки и сверления, в которые они впоследствии будут вклеены.

Кабель питания удерживается в фюзеляже при помощи двух плавающих контактов, расположенных внутри правой половины. 

Далее выяснилось, что на модели стабилизатор при сборке занимает неверное положение  относительно оси фюзеляжа. В реальности, установочный угол стабилизатора Ту-154М –3 градуса относительно оси (на кабрирование, по указателю - 0). Этот мелкий момент снижает сходство модели с оригиналом. Если смотреть вдоль стоянок на ряд Ту-154М, то хорошо видно эти самые три градуса, стабилизатор как будто отклонен вверх. У Ту-154Б стабилизатор установлен на –1,5 градуса и визуально даже Б от М можно отличить, глядя на хвосты.

Исправляется неточность легко. Для этого обвожу хвост модели.

Отмеряю три градуса.

Вырезаю часть обтекателя стабилизатора в виде треугольника. Маленький катет треугольника (по синей стрелке) – 0,75 мм. Вырез дает требуемый угол стабилизатора – 3 градуса.

 Сверка.

Образовавшуюся в верхней части обтекателя ступеньку удаляю при помощи приклеенной пластины и обработки.

 

Склеил крыло, исправил форму внутреннего предкрылка.

Внутренний предкрылок готов, на верхней поверхности крыла выделил средний и внешний предкрылки, интерцепторы, закрылки, элероны. Тут ничего особенного.

По стыкам съемных панелей кессонов наколол винты (показаны красными стрелками) и для разнообразия замки лючка цилиндра створок шасси (зеленая стрелка).

Разметил и нарезал створки шасси. Размеры снял с самолета, если кто будет исправлять, то длина больших створок 3260 мм, малых 570 мм. Малые створки на модели на 0,5 мм короче, исправлять не стал.

Далее необходимо выделить закрылки на крыле снизу. На модели внешний закрылок уже, чем нужно, исправляю. Ширина шторки на самолете (обозначена красными стрелками) равна 320 мм, делим на 144, получаем 2,22 мм, размечаем и режем.

Выделил внутренний закрылок и элерон снизу.

Далее пришлось подрезать все обтекатели рельсов, они слегка неверной формы (по стрелке).

После обработки:

Для удаления ступеньки между обтекателями и обшивкой крыла (по стрелке) клею на суперклей кусочки пластика с последующей шлифовкой.

Теперь настала очередь имитации деталей системы кондиционирования воздуха СКВ. Снизу на крыле отрезаю неправильно расположенный обтекатель выброса воздуха (красная стрелка) и размечаю его новое место (синяя стрелка). Также размечаю новое, правильное место расположения воздухозаборника (зеленая стрелка). Старый воздухозаборник придется убрать.

Клею новый обтекатель и прорезаю воздухозаборник.

Наколол замки люка сверху.

Продолжение следует...

Автор: Василий Очкин

   Читайте далее:

 

 

Работа с фототравлением

Ту-154Б-2 глазами моделиста

живая вода моделиста